Цветовая схема: Размер шрифта: А А А

Дмитриева М.А. «Развитие художественно-образного мышления и самоопределения подростка в различных видах музыкально-творческой деятельности. Успехи и трудности в работе молодого специалиста»

Выступление учителя музыки МБОУ «Букреевская основная общеобразовательная школа» Дмитриевой Марии Александровны
Выступление учителя музыки МБОУ «Букреевская основная общеобразовательная школа» Дмитриевой Марии Александровны по теме «Развитие художественно-образного мышления и самоопределения подростка в различных видах музыкально-творческой деятельности. Успехи и трудности в работе молодого специалиста» на семинаре учителей музыки Курского района 06.03.2012 г.



Сегодняшний школьник современного бурно меняющегося мира совсем иной, чем был раньше. Он опережает своих предшественников в физическом развитии, но отстает в духовно-нравственном плане. К тому же новые условия современной жизни не способствуют духовному здоровью детей. Необходимы духовно-нравственные акценты в массовом музыкальном образовании. Основополагающим принципом системы художественного образования в современных условиях является принцип преемственности.

Он предполагает начало обучения с дошкольного возраста или младшего школьного, сохраняя взаимосвязь на всех последующих этапах (ступенях) образовательного процесса: начальная школа, основная школа, средняя школа.



I этап – дошкольный и младший школьный возраст.

На этом этапе формируются основы художественных представлений. Дети через игру, образ, на эмоциональном уровне постигают во всем многообразии связи искусства с жизнью.

- развитие наблюдательности (способность выслушивать, всматриваться);

- творческого воображения;

- мышления, фантазии;

- чувства цвета, ритма, пластики тела и т.д.

II этап – средний школьный возраст.

Развивается художественное мышление, понимание выразительного языка искусств, его функций.

В этот период у подростка преобладает готовность осваивать явления художественной культуры, символику, стили, формы и способы творчества.

III этап – старшее звено.

Осуществляется перевод полученных знаний, представлений в их осознание, осмысление, убеждения. Формулируется способность анализировать духовные и культурные ценности.

Таким образом, обучающийся общеобразовательной школы проходит путь постижения искусства: от эмоций – через знания – к осознанию и убеждению.

Тем самым получает не просто набор информации, а систему понимания содержания искусства, дающую возможность не только освоить, понять, но и осмыслить систему общечеловеческих ценностей.





Проблемы, связанные с обучением музыке на уроках детей подросткового возраста:

- минимизация учебного времени (один час в неделю);

- снижение интереса к классическому искусству, с одной стороны, а с другой - повышение интереса к массовой культуре, которая зачастую не отвечает образовательным и воспитательным целям обучения;

- сложные межличностные отношения подростков, затрудняющие общение обучающихся при выполнении творческих заданий и снижающие эффективность обучения;

- падение уровня чувственного восприятия искусства из-за интенсивной интеллектуальной деятельности обучающихся (загруженность обучающихся другими предметами);

- нестабильность эмоционального фона, вызванная изменениями, происходящими в подростковом возрасте.

Таким образом, перечисленные проблемы раскрывают сложную ситуацию в подходе к обучению музыке и усиливают необходимость поиска оптимальных путей для ее решения.



В своей педагогической деятельности я пытаюсь реализовать цели и задачи музыкального образования, опираясь на особенности возраста, культурные потребности обучающихся, психологический микроклимат в классе.

Важнейшая функция оценки на уроке музыки как уроке искусства – этическая: поддержать, стимулировать активность ученика или в тактичной форме указать на недостатки выполненного задания. Использование отрицательных оценок противоречит эстетическим задачам предмета «Музыка», направленным на формирование у школьников положительного, эмоционального отношения к искусству. Оно используется крайне редко. Поэтому оценка становится необычайно важным моментом в поощрении обучающихся.

Особое внимание уделяю подбору содержания музыкально-художественного материала. Основное новообразование в принципе подбора музыкальных произведений заключается в технологическом подходе « от прошлого - к настоящему, от настоящего - к будущему». Такой подход позволяет рассмотреть любое музыкальное явление и произведение с точки зрения традиций и современности, а продуктивно-творческая деятельность позволяет смоделировать его существование в будущем. Так, например, анализируя жанр авторской песни в 8 классе (тема «Что значит современность в музыке»), обучающиеся знакомятся с историей возникновения этого музыкального жанра, изучают музыку средневековых бардов, трубадуров. Разучивая песни современных авторов, например, В.Высоцкого, Б.Окуджавы и др., обучающиеся исследуют жанр авторской песни с точки зрения современной культуры, а обозначив в ходе обсуждения, волнующие современных подростков темы, создают фундамент для музыкальных сочинений будущего. И неважно, если первый опыт по созданию своей авторской песни будет не совсем удачным, главное, что он состоится.

Процесс обучения музыкальному искусству включает в себя

обязательный образовательный уровень (урок) и внеурочную деятельность.

Навыки музыкально-творческой деятельности, получаемые на уроках музыки, органично развиваются во всех последующих формах общения с искусством:

- внеурочная художественно-творческая деятельность (кружковые занятия, эстрадный вокал);

- внешкольные мероприятия художественно-эстетической направленности;

- посещение театров, музеев,

- конкурсы.

Обучающиеся с творческими (вокальными) задатками выходят на внеурочную (кружковую) деятельность, с целью развития индивидуальных способностей.

Хоровое пение является активной формой музыкального образования. Хоровое пение, как коллективная музыкально-творческая деятельность влияет на развитие общей культуры обучающихся. Работая в хоре, ученик формирует положительные личностные качества, необходимые для работы в коллективе. Хоровая деятельность активная и социально ценная, представляет существенный фактор обеспечивающий становление личности.

Я подбираю песни, в которых перед ребятами раскрываются современные проблемы, общечеловеческие темы. Надо учить детей, подростков думать, размышлять. Старшеклассники с удовольствием поют: "Песню о друге", "До свидания, мальчики", «Господа офицеры»

Желание высказать свои мысли и чувства не может появиться у ребят, если нет интереса к уроку и к музыке вообще. Учитель должен создать атмосферу доверия, доброжелательности - беседы и дискуссии по инициативе самих ребят возникают на уроках тогда, когда у них пробуждается желание высказаться, когда они чувствуют необходимость общения с учителем.

Как вовлечь подростков в музыкально-творческую деятельность? Как заразить их собственным творчеством? Все дело в атмосфере урока. Не в навыках учителя - в вокальных, инструментальных, дирижерских, а в умении ладить с ребятами, уважать в них творческую личность, помочь раскрыть себя, даже в умении слушать их, улыбаться им и прощаться с ними в конце урока .



В процессе музыкально-творческой деятельности на уроке обучающиеся выступают в роли музыкантов и дирижеров оркестра, актеров-исполнителей, слушателей «живого» исполнения музыки. Такое ролевое многообразие деятельности помогает в развитии художественно-образного мышления, раскрывает творческий потенциал каждого ученика, а учитель лишь направляет и активизирует его, создавая атмосферу открытости, непринужденности, доверительности. Психологически комфортные условия способствуют созданию креативной (творческой) среды.

Музыка пронизывает всю жизнь нашей школы: концерты, утренники, конкурсы, народные праздники и т.д. Традиционными стали праздники: "Новый год", "Последний звонок", "День матери", "Фестиваль патриотической песни". Ведь задача не только урока музыки, но и школы - средствами музыкального искусства воспитывать и развивать у ребят эстетические чувства, правильное представление о прекрасном, расширять их знания, воспитывать высокий художественный вкус.

В идеале все формы музыкальных занятий в школе должны способствовать творческому развитию обучающихся, т.е. вырабатывать в них стремление к самостоятельному мышлению, к проявлению собственной инициативы, стремление сделать что-то свое, новое, лучшее. Для этого учитель должен иметь определенный педагогический опыт, владеть педагогическим мастерством.

Одно из направлений инновационного педагогического поиска в музыкальном образовании - это совершенствование содержания образования, которое предусматривает появление новых стандартов, новых программ, новых учебно-методических комплектов.

Авторские программы, разработанные под научным руководством Е.Д. Крицкой, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной, В.В. Алеева, являются продолжением педагогической концепции Д.Б. Кабалевского и направлены на расширение и углубление представлений о взаимосвязи и взаимовлиянии различных видов искусств. Комплексный подход к образовательной области «Искусство» позволяет выстраивать новые образовательные модели урока музыки, основным принципом которых является соответствие комплекса выразительных средств искусств идейно-нравственному содержанию.

Стандарт 2 поколения ориентирован прежде всего на деятельностное освоение искусства, что позволяет повысить мотивацию обучения, в наибольшей степени реализовать музыкально-творческие способности, возможности и потребности учащихся. Успешность школьника в различных видах музыкальной деятельности выполняет компенсирующую функцию, смягчая свойственные школьному возрасту кризисные явления.
Основными чертами современной методики является развивающий характер музыкальной деятельности, обеспечивающей такое общение, при котором ведущую роль играет само искусство, а учитель стимулирует совместный поиск нестандартных решений, вскрывающий смысл существования музыки в жизни каждого человека и общества в целом. Необходимо погружение школьников в музыкальное искусство, предоставление ему возможность прикоснуться к тайнам творчества в качестве композитора–исполнителя–слушателя. Активно внедряя в урок музыки мультимедийные технологии, необходимо помнить, что никакие современные технические средства не могут заменить живое слово учителя, живое звучание музыки, звучание голоса.
Особое внимание в стандарте второго поколения уделяется приобретению компетентности слушателя и исполнителя; развитию умений ориентироваться в современном музыкально-информационном пространстве; способности различать позитивные и негативные явления и влияния масс-культуры, манипулирующей общественным сознанием, а также интеграции полученных знаний в собственной музыкально-творческой деятельности, умении организовать свой культурный досуг. Все это должно способствовать воспитательному воздействию искусства на личность школьника.
В содержании образования усилено внимание к информационным технологиям, которые активно входят в повседневную жизнь человека: зрелищные и экранные искусства, электронная музыка, игра на синтезаторе. Обучающимся предоставляется свобода самоопределения в видах и формах музыкально-художественного творчества, реализованного в разнообразных индивидуальных и коллективных формах работы.